«После первого года в Казахстане я собрался вернуться в Россию. Как говорится, хочешь насмешить бога – расскажи ему о своих планах»

Автор Даниил Бороздин24.09.2020 , 15:00
«После первого года в Казахстане я собрался вернуться в Россию. Как говорится, хочешь насмешить бога – расскажи ему о своих планах»

Эксклюзивное интервью Евгения Ловчева-мл. – о переезде в Астану, дебюте Криштиану Роналду за сборную и уровне казахстанского футбола.

Как могли заметить внимательные читатели нашего сайта, в команде экспертов «ВсёПроСпорт» пополнение. Евгений Ловчев-мл. будет прогнозировать футбольные матчи европейских лиг и чемпионата Казахстана.

С последней страной у бывшего игрока особые отношения. Ловчев-мл. выступал за четыре казахстанских клуба и сборную этого государства. В эксклюзивном интервью нашему изданию Евгений затронул эту и многие другие темы.

 

«После года вне профессионального футбола с радостью согласился на переход в Казахстан»

- Вы родились в Москве, а затем внезапно оказались в Казахстане. Как произошёл переход?

- Команду из Астаны начал тренировать россиянин Владимир Дергач. Он стал собирать ребят, которые готовы поехать в Казахстан. Кто-то из знакомых футболистов порекомендовал меня, я поехал на просмотр и остался в стране на долгий период.

- Как отнёсся Евгений Серафимович (Ловчев – Прим. «ВсёПроСпорт») к вашему переезду в Казахстан?

- Не знаю эмоций отца именно в тот момент. Но он никогда не занимался продвижением моей карьеры. Казахстан – значит, Казахстан. Но надо признаться, что 2000-й год у меня был практически без большого футбола. Я имел действующий контракт с «Торпедо-ЗИЛ», они меня никуда не отпускали. При этом я не играл и не тренировался с ними. Выступал только на КФК за «Нику». Там играл Прошин, Масалитин и многие другие.

При действующем контракте я никуда не мог уйти без компенсации. Она рассчитывалась так: заработанная сумма умножалась на коэффициент возраста. Я не имел претензий к «Торпедо-ЗИЛ», потому что понимал: если они мне не платят, компенсация составляет ноль. После года вне профессионального футбола я с радостью согласился на переход в Казахстан, о чём теперь совсем не жалею.

- Какие первые впечатления от страны?

- Было понятно, что в любом российском клубе у меня было бы больше знакомых. Всё-таки все здесь в одном соку варятся, а там другой чемпионат. Во второй половине декабря 2000-го прилетел на просмотровый сбор. Только по прилете я узнал, что Астана уже несколько лет как столица. Зима, холод, мы садимся в клубный автобус и едем в город. Затем добираемся до базы, где нас размещают.

Многие считают, что в Казахстане всегда жара. На самом деле, разброс температур огромный. От -50 с буранами, когда города закрывают, чтобы люди не остались в степи, до +50 на юге летом. Или не верят, когда говорю про шесть часов лёта на выездной матч. Я спрашиваю: «А вы вообще видели Казахстан на карте? Не так уж сильно уступает России по размеру».

Астана, а теперь Нур-Султан, раньше ведь был Целиноградом. Город построен на целине, и там всегда есть ветер. К слову, последнее переименование я встретил лично. Вылетал из Москвы в Астану в 23:55 в пятницу, а прилетел уже в Нур-Султан в субботу. Правда, командир воздушного судна, видимо, не знал об этом. Приземлив самолёт, он поздравил нас с прибытием в Астану.

 

«Звонит президент «Жениса». Я ответил, что подумаю насчёт возвращения, включаю телевизор – а там КВН, и выступает команда из Астаны»

- В последние годы интерес россиян к чемпионату Казахстана поддерживали такие игроки, как Андрей Аршавин и Дмитрий Сычёв. Когда вы приехали, соотечественников было меньше?

- В разы. Также они были менее именитыми. Спустя три-четыре года после моего приезда туда поехали заслуженные ребята. Стали привлекаться российские тренеры, которые захватывали с собой футболистов. Одним из первых был Алексей Косолапов. Приехали Веретенников, Бесчастных, Головской, Сергей Гришин, Женя Плотников. Всех не буду перечислять, но это были уже именитые и серьёзные по российским меркам игроки.

- Какие-то трудности возникали?

- В целом, нет. Я довольно коммуникабельный человек и быстро нахожу общий язык. Пожалуй, немного пришлось привыкать только к еде. В Казахстане употребляют много мяса, я его ел и ем меньше. Есть особенности местных блюд, которые мне не приглянулись.

В футбольном плане всё было интересно. Первый год не знаешь ни один стадион, ни одного судью, ни одного соперника. На второй год уже запоминаешь, тебя узнают. Хотя надо признаться, что после первого года я поблагодарил клуб, сказал всем, что они замечательные люди, что правда, и собрался продолжать карьеру в России.

- Но вы ведь продолжили выступать за «Женис».

- Как говорится, хочешь насмешить бога – расскажи ему о своих планах. Более того: я подписал трудовой договор с красноярским «Металлургом». Куратором клуба был генерал Александр Лебедь. Тогда он занимал должность губернатора Красноярского края. Когда я уже был на сборе, Лебедь разбился. После этого стало непонятно будущее команды, начались задержки по зарплате.

Сижу дома – и тут мне звонит президент «Жениса». Когда я уезжал из клуба, мы расстались не очень тепло, хоть и без ругани. Он спросил о планах, предложил подумать насчёт возвращения. Я уже понимал, что ситуация в Красноярске сомнительная. Ответил, что подумаю, включаю телевизор – а там КВН, и выступает команда из Астаны. Я думаю: «Какой паззл складывается». В итоге порвали договор с «Металлургом», потому что руководство не знало, будут ли деньги для выступления.

 

«У Роналду были видны и скорость, и харизма. Но никто не мог сказать, что всё сложится настолько хорошо»

- И во втором сезоне вы были признаны лучшим футболистом Казахстана. За счёт чего?

- При этом команда заняла четвёртое место. Мы проиграли в последнем туре конкурентам и выпали даже из тройки. Лучшего игрока выбирали журналисты, тренеры и капитаны. На следующий день после этого награждения наша команда выиграла Кубок. Играли против «Иртыша» из Павлодара, и я капитан «Жениса», а Сергей Тимофеев – капитан соперника. При этом мы живём в одной гостинице, и номера у нас находятся друг напротив друга.

- А как попали в сборную Казахстана?

- Национальную команду в 2003 году принял Леонид Пахомов. Он и пригласил меня в сборную. Может быть, сказалось, что сезоном ранее меня назвали лучшим футболистом. Это был переходный год для сборной Казахстана из азиатской конфедерации в европейскую. Команда не участвовала в официальных встречах, мы играли только товарищеские матчи.

Самый знаковый – со сборной Португалии в гостях. Это матч дебюта за национальную команду нынешней суперзвезды мирового футбола – Криштиану Роналду. Когда я загадываю, в матче каких сборных впервые сыграл Криш, далеко не каждый отвечает правильно.

- Тогда уже чувствовалось, что он достигнет таких высот?

- Надо сказать, что в первом тайме против нас играли и Коуту, и Руй Кошта, и Фигу, и Деку – суперзвёзды того времени. Криштиану уже перешёл в «Манчестер Юнайтед». Так что мы знали, что у Португалии есть потенциальная звезда. Он вышел во втором тайме, когда у нас силёнок осталось поменьше. Были видны и скорость, и харизма. Но никто не мог сказать, что у него всё сложится настолько хорошо.

В итоге мы проиграли 0:1, пропустив во втором тайме. Был прострел, и сказалась несогласованность действий защитника и вратаря. Голкипер пошёл на перехват, защитник стал выбивать и попал то ли в спину, то ли в живот соперника. Мяч просто отлетел в ворота. А так мы окопались и отбивались.

 

«Футболист ФНЛ зарабатывал в России в два-три раза меньше, чем мог бы получать в Казахстане»

- Почему в 2009 году вернулись в Россию?

- По большому счёту, я тогда закончил карьеру. Здесь уже по инерции поиграл на КФК, потому что организм требовал нагрузок. Вернулся, потому что понимал: я живу в России, а в Казахстане работаю.

По окончании карьеры у любого спортсмена настаёт непростой период. Мой друг Олег Ерёмин уже занимался агентской деятельностью, и мы договорились попробовать работать вместе. Тогда на рынке Казахстана это вообще не было развито. Я взял на себя регион.

Занимаюсь этим до сих пор. Правда, менее активно, потому что мне не нравятся появившиеся в этой работе механизмы. Не регламенты, а именно внутренние взаимоотношения между людьми.

- Как то, что казахстанские и российские игроки перестали считаться легионерами в обеих странах, отразилось на футболе?

- У российских игроков и так был интерес к казахстанскому футболу. Футболист ФНЛ зарабатывал здесь в два-три раза меньше, чем мог бы получать в Казахстане. А вот казахстанцы не очень охотно уезжали из страны: и так неплохие условия, комфортный быт, всё знакомо, друзья и родные рядом. А в России надо начинать с нуля и доказывать. Им и сейчас надо это делать, но они борются уже не за места легионеров.

- По сути, казахстанцы не хотели в Россию по тем же причинам, по которым некоторые россияне не уезжают в европейские лиги.

- Да. Но сейчас другая динамика. И в ЦСКА есть казахстанский футболист, и в «Сочи», и в ФНЛ играют. Народ поехал более охотно и активно. Думаю, это хорошо и для них, и для тех, кто остался в Казахстане. Теперь местные футболисты не могут диктовать условия клубам, потому что можно пригласить на более скромные условия иностранца, который не будет считаться легионером.

 

«В Казахстане есть вся таблица Менделеева, нет лишь желания строить стадионы»

- По возвращении в Россию за чемпионатом Казахстана продолжаете следить?

- Конечно. Многие мои друзья стали тренерами, кто-то ещё играет. Меня и журналисты периодически спрашивают о лиге. В целом я в курсе всего происходящего. Возможно, не очень хорошо знаю молодое поколение казахстанских футболистов. По легионерам легче собрать информацию, чем по местным. Впрочем, казахстанцы воспитываются в тех же футбольных центрах, где работают мои приятели, которые могут мне рассказать.

- Уровень лиги выше, чем был в нулевые?

- Нет. Но я никогда не буду сравнивать футбол того времени с нынешним, потому что это утопия. Всё равно что сравнивать московский «Спартак» 70-х годов, когда там играл мой отец, с командой 2000-х. И там, и там выступали классные футболисты, но были другие скорости и свои особенности. Однако не скажу, что нынешние легионеры в чемпионате Казахстана лучше тех, кто играл раньше.

- Как бы вы описали эту лигу?

- Сложный, своеобразный и не входящий в топ-5 мировых чемпионатов. К сожалению, он к этому не стремится. Со времён моего приезда, за 20 лет, построен один стадион. Были прекрасные возможности создать инфраструктуру ещё до кризиса 2008 года. В Казахстане есть вся таблица Менделеева, нет лишь желания строить стадионы.

Начинается чемпионат – и на «Астана Арене» в первом туре играют четыре команды. У них холодно, поле либо плохое, либо отсутствует. Эта ситуация очень напоминает ту, что у «Тамбова». Всегда думал, зачем это нужно, если деньги выделяются, чтобы в области был футбол. Не в другом городе, а здесь. Чтобы зрители ходили, дети смотрели, команда участвовала в социальных мероприятиях. Но это вопрос не к команде, а к лиге.

Рекомендуем